ВауФакт

Колесо - это круглый блок из твердого и прочного материала. Колесо, соединенное с осью, является простой машиной, которую можно использовать для различных целей, включая транспортировку тяжелых грузов. Согласно Merriam-Webster, колесо определяется как: круглая рама из твердого материала, которая может быть сплошной, частично сплошной или со спицами и которая способна вращаться на оси.

1. Удивительно, но колесо не имеет очень долгой истории, поскольку оно не было создано сразу после того, как люди начали изготавливать инструменты. Вероятно, оно было изобретено около 5000 лет назад древними жителями Месопотамии.

2. Колесо - ключевой компонент раннего (и даже позднего) человеческого прогресса. Однако до этого были и другие изобретения, такие как швейная игла, плетеные корзины и веревка.

3. Колесо изначально не использовалось для перемещения грузов. Вместо этого оно использовалось как гончарный круг для изготовления глиняных горшков и тарелок. Исследователи пришли к такому выводу благодаря открытию древнейшей оси в мире, которая использовалась не на колесах для тележек или каких-либо транспортных средств, а для изготовления глиной посуды.

Гончарный кругВ гончарном деле гончарный круг - это машина, используемая для придания формы круглой керамической посуде. Колесо также может использоваться в процессе обрезки излишков тела с высушенной посуды, а также для нанесения вырезанного декора или цветных колец.

4. До появления колеса люди использовали наклонные плоскости и ролики – скорее всего, небольшие бревна, вырезанные из деревьев и уложенные параллельно друг другу, по которым тянут или толкают предмет. Это была технология, которая помогла построить некоторые из самых известных сооружений в мире, включая египетские пирамиды и гигантские каменные статуи на острове Пасхи. Несмотря на свою эффективность, ролики делали работу медленнее и трудоемче. (Знаете ли вы, что Великая пирамида в Гизе насчитывает более 2 миллионов каменных блоков, каждый из которых имеет средний вес более двух тонн?)

5. После изобретения оси первые колеса появились не на каком-либо виде транспорта, а на детской игрушке. В 1880 году археолог обнаружил такую игрушку, похороненную в детской могиле в Мексике. Игрушкой была фигурка койота.

Древняя месопотамская игрушкаДревняя месопотамская игрушка

6. По оценкам ученых, потребовалось еще 300 лет после того, как колеса стали использоваться в гончарном деле и изготовлении игрушек, чтобы их можно было применять для транспортировки.

7. Первые колеса были вырезаны целиком из дерева. Позже в цельном куске дерева были сделаны вырезы, чтобы сделать его легче и проще проворачивать.

Самое старое деревянное колесо в миреСамое старое деревянное колесо в мире

8. Самое старое колесо в мире (на 2002 год) было обнаружено в Словении. Возраст деревянного колеса оценивается в диапазоне от 5100 до 5350 лет. Считается, что это была часть двухколесной повозки, использовавшейся в доисторические времена. Колесо, изготовленное из дуба и ясеня, имеет толщину 5 см и радиус 70 см. Его ось сделана из дуба и имеет длину 120 см.

9. Использование колеса для более крупных машин, таких как тележки, возможно, замедлилось из-за проблемы создания соответствующей оси. В конце концов, ось должна идеально вписываться в центр колеса, чтобы сделать его эффективным. Другие факторы, такие как прочность, трение и жесткость, также имеют огромное значение.

Водовозка - Музей лесозаготовок штата ОрегонВодовозка - Музей лесозаготовок штата Орегон

10. Одомашнивание животных, возможно, задержало использование колеса для транспортировки. Крупных животных, используемых для тяги трудно было приручить.

11. Изобретение колеса изменило жизнь первых людей. Новая технология не только упростила и ускорила транспортировку предметов и продуктов, но и позволила людям работать лучше. Например, вместо того, чтобы полагаться на группы людей для обработки почвы, отдельные люди стали использовать крупных животных, а отдельные семьи - полагаться на свой собственный труд.

12. Колесо также позволило улучшить миграцию. Колеса сделали возможной транспортировку материальных ценностей (включая дома), что означало, что группы людей могли путешествовать на большие расстояния в течение более длительных периодов времени.

13. У нас может быть представление о первых пользователях колеса, но мы действительно не знаем, кто его изобрел. В чем ученые сходятся во мнении, так это в том, что кто-то (или несколько одновременно) на Ближнем Востоке или в Евразии разработал эту технологию. Дизайн колеса, конечно, быстро распространился и вскоре был принят различными сообществами и обществами.

Эта ось повозки упирается в работающую кузницуМузей Литтлтона - это музей “живой истории”. Он расположен в Литтлтоне, штат Колорадо. Ферма 1890-х годов представляет, как люди жили и работали в первые годы в Литтлтоне и долине Саут-Платт. Эта ось повозки упирается в работающую кузницу.

14. Изобретение оси имеет почти такое же значение, как и изобретение колеса. При повороте ось также поворачивала все колесо и помогала экономить энергию и усилия в процессе.

15. Древнейший гончарный круг был обнаружен в Уре, городе в Ираке. Это колесо, по оценкам, датируется 3129 годом до н.э.

16. Ученые полагают, что самые ранние транспортные средства были четырехколесными, о чем свидетельствуют изображения на древней керамике, которые могут датироваться между 3420 и 3385 годами до н.э. Например, польский горшок Броночице, наряду с глиняными табличками, обнаруженными в Ираке, демонстрировал иллюстрации четырехколесных устройств.

17. Интересно, что двухколесные транспортные средства появились после четырехколесного транспорта. Самое раннее известное изображение этого более простого транспортного средства датируется периодом с 3402 по 2800 год до н.э.

Колесо старинной багажной тележки на вокзале в музее Вестал, штат Нью-ЙоркКолесо старинной багажной тележки на вокзале в музее Вестал, штат Нью-Йорк

18. Считается, что колеса со спицами были изобретены в Анатолии или Турции. Спицы сделали колеса значительно легче и, следовательно, быстрее, что сделало их идеальными для многих применений, в том числе для ведения войны.

19. Первые колеса с железными ободами были найдены на кельтских колесницах, которые датируются 800-450 годами до н.э.

Старая красная тачкаСтарая красная тачка

20. Самое раннее свидетельство существования подобной тачки датируется примерно 150 годом н.э. Она была обнаружена в гробнице в китайской провинции Сычуань.

21. Хомячки были не первыми животными в колесах. С 16-го по 19-й век собаки использовались для приготовления пищи на кухнях Британии. Собаки, бегающие в колесах, помогали переворачивать мясо над огнем, чтобы оно готовилось равномерно.

Старейшее водяное колесо Египта. Ему 2300 лет, и оно просто лежит на песке.Старейшее водяное колесо Египта. Ему 2300 лет, и оно просто лежит на песке.

22. Изобретение водяного колеса приписывается древнему инженеру по имени Витрувий, который умер в 14 году н.э. Вертикальное водяное колесо использовалось для измельчения зерна, подачи воды для питья и орошения сельскохозяйственных культур.

23. В 1893 году в Чикаго состоялась Всемирная Колумбийская выставка, посвященная прибытию Колумба в Новый Свет 400 лет назад. В память об этом событии было спроектировано и построено грандиозное сооружение высотой 80,5 метров. Оно стало центральным элементом мероприятия. Его окрестили Колесом по просьбе его дизайнера, инженера Джорджа Вашингтона Гейла Ферриса-младшего. Оно должно было соперничать с Эйфелевой башней во Франции, которая была построена в 1887 году.

24. Колесо обозрения не было первым в своем роде. Подобные приспособления уже были изобретены в Болгарии еще в 17 веке. Они были сделаны из стульев, привязанных к вращающимся лесам, которые поворачивались вручную. Они назывались “взлетами и падениями” или “колесами удовольствий”.

25. Первый патент США на колесо был выдан 26 августа 1791 года Джеймсу Макомбу из Нью-Джерси. Это было водяное колесо с полым центром, предназначенное для гидроэлектростанций.

26. Прялка была изобретена более 2500 лет назад в Индии. Это поспособствовало более быстрому и эффективному развитию ткачества и изготовлению тканей. Прялка - это устройство для прядения нити или пряжи из волокон. Это было основополагающим для хлопчатобумажной текстильной промышленности до промышленной революции. Это заложило основы для более поздних машин, таких как прядильная машина и прядильная рама, которые заменили прялку во время промышленной революции.

27. Флаг Индии имеет колесо в центре. Колесо, вдохновленное прялкой, имеет 24 спицы. Прялка была добавлена к оригинальному дизайну флага в 1921 году из-за его связи с Махатмой Ганди, который поощрял самостоятельность Индии, производя собственные ткани из местных волокон. Позже колесо было заменено Чакрой Дхармы, также называемой Колесом Закона. Поскольку чакра связана с императором Ашокой, колесо также известно как чакра Ашоки. Чакра Дхармы символизирует движение, где есть жизнь и прогресс, в противоположность застою, где есть только смерть и ничто.

28. Колесо стало одним из наиболее распространенных символов в разных культурах и обществах. Это стало метафорой повторения или циклов и символом силы, здоровья и успеха.

29. Индия - не единственная страна, на флаге которой изображено колесо. На цыганском флаге есть собственная чакра Дхармы, изображающая колесо с 16 спицами.

30. Колёса значительно снижают трение, что делает их невероятно незаменимыми для перемещения и транспортировки. Когда колеса вращаются, они зарываются в почву или грунт, вращаясь и поворачиваясь на своих осях. Если устройство на колесах толкают или тянут, усилие, необходимое для этого, значительно уменьшается, поскольку трение присутствует только в точке соприкосновения оси и колеса.

Мичиганские лесозаготовительные колесаМичиганские лесозаготовительные колеса, также известные как большие колеса, высокие колеса, лесозаготовительные колеса, колесные тележки, катидиды или наконечники, являются разновидностью трелёвочных машин. Это продлило сезон, в течение которого лесозаготовительная промышленность могла добывать древесину из Северных лесов Мичигана, устранив необходимость в передвижении по ледяной земле. Лесозаготовительные колеса представляли собой специально разработанный большой набор деревянных колес для повозок, которые могли перевозить бревна длиной до 100 футов по нескольку за раз.

31. Колеса также являются множителями силы, потому что могут применяться как рычаги. Поскольку обод колеса имеет большее расстояние поворота, чем ось, на ось действует большее усилие по сравнению с ободом или внешним колесом. Вот почему тележки с большими колесами легче толкать или тянуть.

32. Колесо само по себе не считается машиной. Однако, если оно соединено с осью, комбинацию можно считать простой машиной.

33. Хотя “колеса” и “шины” используются взаимозаменяемо, на самом деле это не одно и то же. Колеса - это круглые предметы, которые обычно поставляются с осью и ступицей. Шина - это часть колеса, которая обычно изготавливается из резины.

Обод (диск)Обод (диск)

34. Еще одно слово, которое используется взаимозаменяемо с колесами, - это диски. Обод на самом деле - это просто часть колеса, а не само колесо. Обод - это цилиндрическая внешняя кромка, которая плотно прилегает к колесу.

35. Существуют шины, изобретенные для работы в холодном климате. Они называются шинами Nokian и были изобретены в Финляндии. Nokia, компания, которая их производит, создала их в 1930-х годах.

Расширенная и обычная установка шин RC4WD с полой точкой 2.2 на колеса Lego Power Pullers 22969.Расширенная и обычная установка шин RC4WD с полой точкой 2.2 на колеса Lego Power Pullers 22969.

36. Крупнейшим в мире производителем шин является компания LEGO, занимающаяся производством игрушек. Ежегодно компания выпускает около 320 миллионов шин – и все они предназначены для игрушек, которые они же и производят.

37. Выражение “пятое колесо” относится к реальному колесу или только к его части. Это колесо было сделано из двух частей, которые вращаются друг на друге. Оно обеспечивает дополнительную поддержку, чтобы коляска не опрокидывалась. Эта часть считается ненужной, что объясняет значение термина сегодня.

38. Еще одним распространенным выражением является “третье колесо”, обычно относящееся к человеку или вещи, которые не нужны в той или иной ситуации. Происхождение фразы - дополнительное колесо, встречающееся в четырехколесных вагонах или автобусах.

39. Эффект “колеса фургона” - это явление, при котором кажется, что колесо, вращающееся вперед с высокой скоростью, вращается назад. Это обычно наблюдается в фильмах и связано со скоростью, с которой происходит покадровая съемка сцены, которая обычно составляет 24 кадра в секунду. Любые промежутки между каждым захваченным изображением заполняются мозгом, что создает эффект обратного перемещения.

40. В какой-то исторический момент колесо было вытеснено верблюдами в качестве предпочтительного вида транспорта в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Вините в этом далеко не идеальные дорожные условия, а также изобретение удобного верблюжьего седла.

41. На самом деле колесо было запатентовано в Австралии. В мае 2001 года патентный юрист по имени Джон Киф подал заявку на патент на то, что он назвал “устройством для облегчения круговой транспортировки”. Это произошло после того, как Австралия ввела новую систему выдачи патентов. Поступок Кифа был вызван не жадностью, а желанием доказать, что система несовершенна.

42. Хотя колесо имело множество применений, свидетельствовавших о прогрессе, оно также фигурировало в некоторых весьма сомнительных и жестоких практиках. В Средние века наказание, известное как “колесование”, налагалось на преступников. Человека могли обернуть вокруг колеса с шипами и позволить кататься по земле или привязать поперек колеса, чтобы забить до смерти.

43. Эффект колеса фургона также возникает в реальной жизни даже при непрерывном освещении. Ученые полагают, что это может быть связано либо с тем, что человеческий мозг функционирует так же, как камера, либо с соперничеством восприятия. Последнее происходит, когда мозг производит две интерпретации сцены.

44. Колесо, изменяющее форму, было изобретено компанией Ground X-Vehicle Technologies из DARPA (Агентство перспективных исследовательских проектов в области обороны). Колесо предназначено для использования в оборонных автомобилях и может менять форму от круглой до треугольной, чтобы приспособиться к различным условиям местности.

45. Был изобретен резиновый материал, обладающий способностью к самовосстановлению. При использовании в качестве резиновой шины этот материал поможет обеспечить более безопасное вождение даже после прокола или пореза шины.

Логотип шин GoodyearЛоготип шин Goodyear

46. Что касается изобретения, Goodyear объявила о своем плане создать усовершенствованную конструкцию колеса, которая не только основана на ИИ (искусственном интеллекте), но и имеет сферическую форму. Это рассматривается как колесо, которое будет приводить в действие будущие автономные транспортные средства.

47. Изобретение колеса считается настолько важным, что граничит со священным. Вот почему выражение “заново изобретать колесо” часто используется в насмешку. Все сводится к тому, что в чем-то могут быть сделаны улучшения, но это не обязательно делает объект более полезным.

48. Слово «колесо» произошло от общеславянского *kolo (род. п. *kolese) и далее восходит к праиндоевропейскому корню *kʷel - со значением «вращаться, поворачиваться». Говорящие на праиндоевропейском языке не заимствовали название, а придумали собственное для обозначения колеса, отчего в языках индоевропейских народов, географически далёких друг от друга, когнаты обозначения колеса едины.

49. Если бы колесо никогда не было изобретено, мир был бы совсем другим местом. Колесо вдохновило многие технологии, которыми мы пользуемся сегодня, включая компакт-диски, рулевые колеса, реактивные двигатели, пропеллеры, шлифовальные круги, шестерни и турбины.

50. Колеса не существует в природе. Это означает, что его форма не является естественной. Таким образом, это действительно подлинное изобретение, созданное человеком в результате творческого подхода и потребности.