В мире существуют тысячи музеев, где можно найти совершенно все. Даже если вы решите открыть экспозицию старого хлама из бабушкиной кладовки, то вполне возможно, вас обвинят в плагиате. Но есть в мире музеи, которые существуют в единственном числе и экспонаты, подобные представленным в них, вы больше не встретите нигде. Одним из таких собраний является коллекция Томаса Меррилина (Thomas Merrylin) - самого загадочного человека в истории британской науки.
Летом 2006 года лондонские власти решили снести ветхий особняк, некогда принадлежавший Тенбриджскому детскому приюту. В подвале старинного здания рабочие обнаружили замурованный дверной проем, за которым оказалось просторное помещение, заполненное пыльными деревянными ящиками.
Открыв один из них, строители ужаснулись - из тьмы на них глянули мертвые глаза адского существа из ночного кошмара. На место находки прибыла полиция, сотрудники которой осмотрели еще несколько находок. Во всех ящиках находились удивительные, неземные создания - засушенные, заспиртованные или в виде профессионально изготовленных чучел.
Было установлено, что вещи принадлежали ученому-натуралисту Томасу Теодору Меррилину, жившему на рубеже XVIII-XIX веков и, судя по всему, давно уже покойному. Находки пронумеровали, опечатали и стали ждать появления наследников. Новый полновластный владелец необычной коллекции не заставил себя долго ждать и явился в полицию с соответствующими документами. Невероятно, но человек был полным тезкой создателя странной коллекции существ - в его документах было указано, что его имя Томас Теодор Меррилин. Правнуку ученого, после обычных в таких случаях формальностей, власти и передали многочисленные старинные ящики, в которых хранились детеныши драконов, мумии русалок и заспиртованные эльфы.
Кем был создатель жуткого, но невероятно интересного собрания диковинок? История этого человека не менее интересна, чем его коллекция. Томас Теодор Меррилин родился в 1782 году в семье аристократа и известного биолога Эдварда Меррилина.
Про детские годы Томаса ничего не известно, да и следующие за ними годы юности покрыты глубоким мраком. Установлено, что Меррилин, получивший великолепное по тем временам образование в области естествознания, предпочитал светским лондонским раутам дальние путешествия. Где только не носила жажда знаний ученого. Его встречали в экваториальной Африке, на далеких полинезийских островах, в норвежских фьордах и амазонской сельве. Путешествовать сэр Меррилин предпочитал в гордом одиночестве, в случае крайней необходимости прибегая к помощи носильщиков.
Редкие появления ученого в лондонском ученом обществе сопровождались громкими скандалами - странствующий биолог имел несносный характер и придерживался крайне необычных взглядов на науку того времени. Его можно было бы считать безумцем, если бы не энциклопедические знания в области биологии, химии, физики и математики, которыми Меррилин удивлял всех вокруг.
Было удивительно и другое - в 80 лет этот человек выглядел не старше 35 и был полон сил и жажды деятельности. Невероятно, но в следующий раз ученый объявился… в 1942 году, когда ему должно было быть 160 лет! Человек, выдававший себя за Меррилина, пришел в мэрию Лондона и предъявил право собственности на одно из исторических зданий в северной части города.
Мужчина, которому на вид было не более 40 лет, был готов отдать здание для организации в нем детского приюта, но с одним непременным условием - дом нельзя перепродавать или перестраивать. В мэрии согласились на эти условия и частично их выполнили - особняк на самом деле не менял владельца и не реконструировался до 2006 года, пока его не решили снести.
После того как коллекцию передали наследнику Меррилина, прошло еще 10 лет и про находку почти забыли. Однако в 2016 году в интернете появилась информация о Музее криптидов Меррилина (Merrylin Cryptid Museum), открытом потомком ученого. Нетрудно догадаться, что научный мир собрание сомнительных диковинок не привлекло, а вот знатоки искусства уверены, что экспонаты интересны, как минимум, с точки зрения их художественной ценности.
Один из немногих людей, кто имеет право прикасаться к экспонатам, кроме владельца - это сотрудник музея, студент-зоолог Ян Шергар. Его не раз донимали журналисты, желающие узнать горячие факты о коллекции. Но их ожидало разочарование, так как Шергар ограничивался скупыми фразами о том, что коллекция уникальна и нуждается в тщательном научном исследовании с использованием специального оборудования.
Записи Томаса Меррилина не приоткрывают завесу тайны над происхождением экспонатов коллекции. В дневниках ученого можно найти рассуждения о разных природных явлениях с точки зрения науки, при этом его теории вплотную приближаются к неизвестной в XIX столетии квантовой физике. Под роликом об открытии Merrylin Cryptid Museum появилось множество насмешливых комментариев, в которых владельца коллекции обвиняли в мошенничестве.
Журналисты мигом сообразили, что пахнет скандалом и ринулись в музей, чтобы первыми описать его провал. Но их ожидало разочарование - дверь арендованного для экспозиции помещения оказалась запертой, а куратор музея, называвший себя Алекс CF, исчез. На месте оказался лишь его помощник Ян Шергар, который по-прежнему твердил, что коллекция настоящая и нуждается в серьезном исследовании.
Немало озадачил сотрудник музея и тем, горячо убеждая всех в том, что Алекс CF и Томас Меррилин, родившийся в 1782 году, это одно и то же лицо. Разумеется, куратор не мог быть тем самым ученым, но если он и являлся его прямым потомком, внешнее сходство было поразительным. Шергар говорит о том, что, скорее всего, Меррилин пребывает в другом измерении, где время идет иначе, и периодически появляется в нашем мире, чтобы представить свою коллекцию. Но, ни в 1862, ни в 2016 году люди оказались не готовы к революционному перевороту мировоззрения.
Место, где сейчас находится коллекция Merrylin Cryptid Museum неизвестно, а сам музей функционирует в интернете (merrylinmuseum.squarespace.com). На его сайте можно не только увидеть самые интересные экспонаты, но и заказать себе их точные копии. Такой коммерческий подход вызвал еще более мощную критику и обвинения в том, что проект изначально являлся коммерческим и призван обогатить своего создателя-самозванца.
Но как бы там ни было, никому не удалось доказать, что Томас Меррилин лжец и ни один скептик не имел возможности прикоснуться к диковинным мертвым тварям. Любой здравомыслящий человек понимает, что речь идет о мистификации, длящейся второе столетие, но кому она выгодна и какие цели преследует, остается загадкой.