Сказочные кавалькады, появление в небе войск и сцен сражений, странные существа и самолеты, города, висящие в воздухе, – такие загадочные картины на протяжении многих веков являлись людям в разных уголках земного шара. Суеверные люди считали это проделками дьявола.
Одной из причин столь редких явлений считается обычный мираж, возникающий из-за неоднородности атмосферы. Плотность воздуха представляет собой своеобразный пирог, состоящий из слоев с разной температурой. Если земля хорошо прогрета, то нижний слой воздуха значительно теплее слоев, расположенных выше. Поэтому солнечные лучи искривляются, и человек может видеть отдаленные предметы приблизившимися, оторванными от земли, смещенными, искаженными, т. е. наблюдает мираж.
Кстати, прирученный учеными мираж используется, например, в волоконно-оптических линиях связи, способных одновременно передавать тысячи (!) телевизионных каналов. Они относятся к градиентной оптике и работают на принципе миража в твердом теле. Хорошо знакомые лазерные принтеры радуют наш глаз отличным качеством печати. Но и они были бы невозможны без градиентной оптики.
Но вернемся к природным миражам. Это оптическое явление может быть простым и сложным, верхним, нижним, боковым. Если слои воздуха имеют разную плотность, перемещаются по отношению друг к другу и граница между ними нарушается, то может возникнуть наиболее сложный, движущийся мираж – фата-моргана.
Название пошло от легенды о прекрасной, но очень жестокой и коварной фее Моргане. Она поджидала на древних тропах караваны верблюдов и показывала утомленным путникам чудесные дворцы, утопавшие в тенистых садах, и фонтаны с высоко бьющими в небо жемчужными струями воды. И тогда караван поворачивал в сторону дивного оазиса, сбивался с пути, и люди погибали в безводной пустыне.
Явление миража можно наблюдать не только среди раскаленных песков, но и в степи, в горах, на море, среди снегов и льдов.
Однажды к стоянке научной экспедиции на Чукотке приблизился белый медведь. Но едва цель взяли на мушку, «медведь» вдруг поднялся в воздух и полетел, потом на глазах удивленных полярников стал уменьшаться в размерах и исчез.
Бывает, в знойный летний день во время езды по шоссе случается миг, когда дорога вдруг становится как бы мокрой: хотя дождя нет совсем, в ней четко отражаются встречные машины. Причина простого миража все та же – наличие достаточно резкого перепада температур.
Мираж, оказывается, можно наблюдать и ночью. О таком случае рассказал ученый В. В. Лакмакин: «Катер нашей экспедиции стоял на рейде у с. Голоустного на озере Байкал. Мне не спалось, и я вышел на палубу. Ночь была очень темной. И вдруг неподалеку по воздуху совершенно бесшумно промчался призрачный поезд. Отчетливо различались освещенные окна, а в них – силуэты людей. На несколько минут поезд остановился, затем последовал дальше и вскоре растаял во мраке ночи. Это был мираж действительно прошедшего поезда, останавливавшегося у станции Боярская. От места стоянки катера до нее далеко, и потому никакого шума не было слышно, а мираж „позволил“ наблюдать состав, скрытый линией горизонта».
Что касается небесных приведений, то они издавна наблюдались на горе Броккен (1142 м над уровнем моря, горный массив Гарц в Германии). Гора считалась местом немых призраков-великанов, которые принимали вид человека, собаки, лошади и легко передвигались по небу. Видения получили даже собственное название – броккенские призраки. Их наблюдали не только в Германии, но и в Крыму, на Кавказе, Сихотэ-Алине и других горах.
Французский художник А. Тиссандье рассказывал: «Я рисовал в горах и вдруг был поражен необыкновенным блеском тумана, закрывавшего от меня даль. В то же время в глубине Этризской пропасти показались ярко окрашенные круги, в центре которых я увидел собственное изображение. Оно было окружено бледно-желтым ореолом, за которым следовали круги – красный, оранжевый и фиолетовый. Я позвал одного из своих спутников, чтобы полюбоваться броккенским призраком. Когда он явился, то обе наши фигуры отчетливо были видны в центре круга, причем от наших голов и рук протянулись длинные темные подвижные тени. Стоило нам протянуть руку, пошевелить пальцами, как призраки повторяли все наши движения».
Гигантские воздушные фигуры были бесплотными тенями людей, проецировавшимися на небесный экран. Все происходило примерно так же, как во время демонстрации на экране диапозитивов при помощи проекционного фонаря. Здесь в роли фонаря выступало Солнце, а в роли экрана – небо.
С подобным явлением еще в XVIII столетии столкнулся французский офицер во время франко-алжирской войны. Он рассказывал: «Дело было в северной части Алжира. Я производил разведку местности. Небо местами было покрыто прозрачной вуалью. Вдруг я заметил перед собой примерно в 600 м человека, стоявшего на той же высоте, как и я. Когда я направился к нему, он сделал то же самое, и я узнал на нем форму мундира офицера моего полка. По мере того как я шел к нему, незнакомец все приближался, точно повторяя все мои движения и жесты. Каково же было мое удивление, когда, не дойдя нескольких шагов, я узнал в незнакомце… самого себя! Это сходство испугало меня, я протянул к привидению руку, и оно сделало то же самое. Я обнажил свою шпагу, воздушный призрак выхватил свою…»
Мессинский пролив в Средиземноморье славится сложными миражами. Иногда при восходе солнца, высоко в небе над волнами пролива вдруг возникают сказочные города и дворцы. По улицам шествуют караваны из гигантских животных, снуют люди, город наполнен движением и жизнью. Одна фантастическая картина сменяется другой, потом все пропадает.
И все же только фата-морганой нельзя объяснить чудеса в виде, скажем, изображения на небе сражений целых армий. Современная наука не отрицает существование неизученных свойств земной атмосферы и предполагает, что иногда злую шутку может сыграть само Время и информация, хранящаяся в едином энергетическом пространстве Вселенной. Возможно, этим объясняются загадки странных оптических явлений, именуемых учеными «хрономиражами». Они, в отличие от оптических миражей, изображающих события текущего момента времени, демонстрируют сцены из прошлого. Один из таких феноменов получил название «Дроссолидес», что в переводе с греческого – «капельки влаги». Этот хрономираж регулярно наблюдался летом в Средиземном море на побережье о. Крит. В предутренние часы, когда в воздухе конденсировались капельки тумана, очевидцы наблюдали над морем возле замка Франка-Кастелло огромное сражение. При этом были слышны крики и звон оружия.
Историки говорили, что в этом месте примерно 150 лет назад произошла битва между греками и турками. Не исключено, что ее изображение, заблудившееся во времени, и появлялось над морем.
Во время Второй мировой войны на этом же острове внимание германских солдат привлекли идущие как бы по небу воины и при этом слышались крики и звон оружия. Испуганные часовые открыли шквальный огонь, но пули не причиняли никакого вреда призракам, маршировавшим над морем.
Еще в 1642 году на небе в графстве Суффолк наблюдалось призрачное сражение между армиями. Шотландская хроника тех дней сообщала о грохоте, барабанном бое, выстрелах, слышимых в течение часа. Свидетелями являлись многие достопочтенные господа, которые были готовы подтвердить увиденные в небе сцены даже под присягой.
Летом 1686 года в Клайдсайде (Шотландия) после небесной битвы на землю падали шлемы, мушкеты, сабли. Ученые этому факту объяснений так и не нашли. Возможно, по странному капризу природы атмосфера воспроизводила события, происходившие в этих местах несколько десятилетий назад.
В ноябре 1956 года два шотландских геолога совершали поход в горы Куиллин около Скай. В три часа ночи они услышали странный шум и, выглянув из палатки, увидели десятки шотландских стрелков, которые вели огонь через каменистое поле. Геологи перепугались и утром перенесли палатку значительно выше по склону. В следующую ночь в четыре часа утра их разбудил такой же шум, и они опять наблюдали тех же шотландцев, но теперь уже «выглядевших полумертвыми, отступавших и спотыкающихся о камни». Спустившись в долину, геологи услышали от местных жителей, что шотландские стрелки-призраки были отражением либо битвы XIII столетия, либо восстания 1745 года.
В России тоже случались небесные хрономиражи. Например, осенней ночью 1997 года в маленьком поселке на территории Конышевского района Курской области жителей одного из домов разбудил яркий кроваво-красный луч, осветивший комнаты. Через некоторое время все жильцы дома, спавшие до этого момента, выбежали на улицу. Загадочный световой луч пропал, но в западной части неба, над близлежащим холмом, чуть выше верхушек деревьев висел крупный светящийся шар. Затем на его фоне, как на экране, появились всадники, изображавшие ожесточенную битву. Так продолжалось около десяти минут. Позже уфологи предположили, что в процессе «киносеанса» очевидцы наблюдали события Великой Отечественной войны. В те годы в здешних местах активно действовали партизанские отряды, использовавшие лошадей.
После Великой Отечественной войны в полярных широтах морякам не раз приходилось видеть, как за много миль от них самолеты и подлодки торпедировали суда, раздавались взрывы. Любопытно, что картина морского боя наблюдалась в перевернутом виде. Гибнущие корабли плыли мачтами вниз и погружались не в море, а в небо, туда же падали и подбитые самолеты.
Часто туристы рассказывали об огромном куполе с множеством больших и маленьких башенок, появляющемся на склоне горы над Волгой в районе Жигулей (Самарская область). А двум из них удалось увидеть не только таинственный храм, но и часть обряда, совершаемого его жрецами, точнее – жрицами. Хрономираж?
Еще факты, теперь уже касающиеся авиации. В 1999 году жители английского города Хоуп в Южном Йорке стали свидетелями необычной авиакатастрофы. Около полудня в небе показался двухмоторный самолет, из хвостового отсека которого тянулся длинный шлейф дыма. Он с ревом пролетел над домами и рухнул на землю в соседнем лесу. На поиски обломков выслали отряд полицейских в сопровождении двух вертолетов. Однако поисковая группа не обнаружила никаких следов катастрофы!
Специалисты предположили, что в районе Хоупа наблюдались неизвестные науке аномальные явления, напоминающие хрономиражи. По документам исследователи выяснили, что в один из последних дней Второй мировой войны здесь разбился двухмоторный канадский бомбардировщик.
В апреле 1995 года пенсионер Тони Айнгл со своей собакой прогуливался в окрестностях английского города Шеффилда. Он рассказывал: «Идя по тропинке около железнодорожного моста, я поднял голову. Прямо на меня, на высоте 15 м над землей летел самолет времен Второй мировой войны. Я огляделся и увидел, что моя собака спасается бегством. Но что меня поразило – так это неожиданное изменение в атмосфере, словно бы я зашел в морг. Я не увлекаюсь паранормальным и оккультным и не верю во все эти штучки по поводу НЛО, но что-то очень странное было в тот день. Когда самолет приблизился, я разглядел вращающиеся пропеллеры, но он вообще не издавал никакого шума. Затем неожиданно изменил направление и скрылся за вершиной холма неподалеку. Я ожидал звука падения или взрыва, но ничего не происходило. Когда я поднялся на вершину холма, внизу, в долине, не было ничего, кроме пасущихся овец». Неужели таинственный самолет вернулся в свое время?
24 марта 1997 года этот призрак, опознанный как американский транспортный самолет «Дакота», появился снова – на этот раз в небе над деревней Болстерстоун, севернее Шеффилда. Его видело множество людей, потом они стали свидетелями вспышки и взрыва около водохранилища. Были задействованы два вертолета, свыше 100 полицейских, семь горноспасательных команд и специальные собаки-ищейки, но останков самолета не нашли. Куда он делся? Откуда взялся? Заблудился во времени? Историки установили, что в этих местах во время Второй мировой войны погибло более 300 летчиков и пассажиров.
Известный летчик Чарльз Линдберг, в 1927 году впервые совершивший перелет через Атлантический океан по маршруту Нью-Йорк-Париж, столкнулся с небесным призраком. Когда пилот преодолел около трети пути, его самолет попал в зону сплошной облачности. От усталости и нервного истощения летчика постепенно одолевал сон, а уснуть в его положении означало бы неминуемо погибнуть. Кроме того, после 13 часов полета Чарльз в сплошной облачности потерял ориентировку. И в этот момент пилот почувствовал в кабине чье-то присутствие. Он оглянулся и увидел за своим сиденьем существо, напоминавшее человеческую фигуру, сотканную из тумана. Призрак положил руку на плечо Линдберга, и летчик услышал в своей голове подсказку, как скорректировать курс. Потом призрак давал разнообразные советы по поводу полетной навигации. Он пробыл в пилотской кабине несколько часов и исчез, когда до посадки в Париже оставалось несколько минут. Линдберг был уверен, что благополучно совершить беспримерный перелет ему помогла душа одного из погибших летчиков. (У авиаторов существует поверье, что пилоты, погибшие во время полета, оставляют в небе частицу своей души.)
Не так давно был обнародован факт очень странной аварии американского истребителя. 2 февраля 1970 года боевая машина, оснащенная новейшими ракетами и электронным оборудованием тех лет, поднялась в воздух для выполнения учебного задания. Поначалу полет протекал нормально, как вдруг летчик почувствовал, что рядом с ним в кабине кто-то есть. Оглянувшись, он увидел за собой призрачную фигуру человека в летном костюме. В этот момент самолет неожиданно вошел в штопор, но пилот сумел выровнять машину. И тут летчика вместе с креслом самопроизвольно выбросило катапультой из кабины! Впоследствии специальная комиссия не смогла объяснить причину самопроизвольного срабатывания механизма катапультирования. Пока ошеломленный пилот спускался на парашюте, истребитель под управлением призрака продолжил полет. Полетав над авиабазой около 30 минут, боевая машина совершила безупречную посадку на брюхо возле городка Биг Сэнди. После тщательного технического осмотра, не выявившего никаких серьезных неполадок, истребитель оставили в строю. Через два года его сдали в музей ВВС как вещественное доказательство одного из самых необычных происшествий в истории мировой авиации, связанных с воздушными призраками.
В последние годы появились сведения, что в 1943 году во время секретных экспериментов американские ученые уже смогли однажды изменить ход Времени. Тогда на корабле «Элдридж» они провели так называемый Филадельфийский эксперимент. Американский инженер-электронщик Эдом Скиллинг рассказывал: «В 1990 году моя знакомая Маргарет Сэндис, которая живет в Палм Бич, штат Флорида, пригласила меня и моих друзей в гости к доктору Карлу Лайслеру, ее соседу, чтобы обсудить некоторые детали эксперимента „Филадельфия“. Карл Лайслер, физик, один из ученых, работавших в 1943 году над этим проектом. Они хотели сделать невидимым для радаров военный корабль. На его борту был установлен мощный электронный прибор типа огромного магнетрона (магнетрон – генератор сверхкоротких волн, засекреченный во время Второй мировой войны). Этот прибор получал энергию от электрических машин, установленных на корабле, мощности которых было достаточно, чтобы снабдить электроэнергией небольшой город. Идея эксперимента состояла в том, что очень сильное электромагнитное поле вокруг корабля будет служить экраном для лучей радара.
Карл Лайслер находился на берегу, чтобы наблюдать и контролировать проведение эксперимента. Когда магнетрон заработал, корабль исчез. Через некоторое время он вновь появился, но все моряки на борту были мертвы. Причем часть трупов превратилась в сталь – материал, из которого был сделан корабль.
Доктор Лайслер и его коллеги по эксперименту полагают, будто они послали корабль в другое время, при этом судно распалось на молекулы, а когда произошел обратный процесс, то и случилась частичная замена органических молекул человеческих тел на атомы металла».
Кстати, сообщения о пропаже людей, случайно или намеренно ушедших «в мираж», есть в рассказах про Китеж-град, а также в летописях о странных явлениях в Жигулевских горах. Ученые не смогли разгадать эти загадки, и многочисленные вопросы остаются. Точки над «i» не расставлены до сих пор…
Источник: В. Сядро, Т. Иовлева, О. Очкурова, 100 знаменитых загадок природы