Одну из самых удивительных и необычных плотин в мире можно найти в дикой местности Квебека в Канаде. В этой статье мы подробнее рассмотрим некоторые интересные факты о плотине Дэниела-Джонсона, также известной как “Barrage Manic-5”.
Плотина расположена у черта на куличках в Квебеке
Территория вокруг плотины
Плотина Дэниела-Джонсона или “Barrage Daniel-Johnson” первоначально была известна как Manic-5 и представляет собой огромную плотину, расположенную в дикой местности канадской провинции Квебек.
Небольшой городок Бе-Комо на реке Святого Лаврентия расположен примерно в 214 километрах к югу от плотины. Вам нужно проехать еще 420 километров, чтобы добраться до первого крупного города региона, Квебека, столицы провинции.
Это означает, что плотина расположена на необитаемом участке природы на реке Маникуаган. Эта река берет начало к северу от плотины и впадает в реку Святого Лаврентия вплоть до небольшого городка Бе-Комо.
Она расположена рядом с резервуаром, образованным ударным кратером
Водохранилище Маникуаган из космоса
Река Маникуаган берет свое начало на всей территории региона Кот-Норд в Квебеке и берет начало в водохранилище Маникуаган, одном из самых замечательных водоемов на планете!
Это водохранилище представляет собой огромное озеро с ударным кратером, которое занимает общую площадь в 1942 квадратных километра. Он образовался в конце триасового периода, примерно 214 миллионов лет назад, когда огромный метеорит столкнулся с Землей.
Озеро, которое также называют “Глазом Квебека", полностью окружает остров Рене-Левассер, второй по величине озерный остров в мире (общая площадь 2020 квадратных километров) после острова Манитулен на озере Гурон.
Этот очаровательный остров был назван в честь Рене Левассера, главного инженера плотины Даниэля-Джонсона, который скончался в возрасте 35 лет, всего за несколько дней до официального открытия плотины.
Первоначальные исследования по строительству плотины датируются концом 1910-х годов
Исследование реки Маникуаган в 1919 году
Река Маникуаган является одной из крупнейших рек в этом районе, и ее мощь была признана, по крайней мере, с начала 20-го века. Первые гидрологические исследования были проведены летом 1919 и 1920 годов, вскоре после Первой мировой войны.
Поскольку река расположена на таком пустынном участке природы без каких-либо дорог, ведущих к ней, строительство плотины в этом месте считалось нецелесообразным.
Тем не менее, исследования были признаны более чем положительными, поскольку совокупный поток составил более 40 миллионов кубометров. Только после открытия месторождений железа в регионе регион был освоен и были построены дороги.
Это в сочетании с недавно разработанной технологией транспортировки большого количества электроэнергии на большие расстояния привело к тому, что в 1950-х годах были проведены новые исследования по строительству нескольких плотин в регионе.
На строительство огромной плотины ушло 9 лет
Огромная плотина
Новые исследования начались в 1955 году и были проведены по заказу компании Hydro-Québec. То, что должно было быть 5-летним исследованием, привело к таким положительным первоначальным выводам о потенциале региона, что компания не стала дожидаться завершения исследования.
Строительство плотины, именуемой тогда “Manic-5”, началось уже в 1959 году. Проект был разработан французским инженером-строителем Андре Койном и представлял собой плотину с несколькими арочными опорами, строительство которой было завершено в 1968 году, всего через 9 лет после начала строительства.
Перенаправление реки Маникуаган для строительства плотины было огромным усилием. Были вырыты 2 массивных туннеля длиной 610 метров и диаметром 14 метров.
Для достижения этой цели были построены 2 огромных коффердама с ямой между ними глубиной 46 метров. Как только вода была откачана, эта яма была заполнена бетоном, чтобы послужить фундаментом огромной плотины.
Это самая большая плотина такого рода в мире
Вид сбоку на огромную плотину
Плотина Дэниела-Джонсона - это огромное сооружение и самая большая в мире многоарочная контрфорсная плотина. Вот несколько интересных фактов об этой огромной плотине:
Высота: 214 метров
Длина: 1314 метров
Ширина (основание): 22,5 метра
Ширина (сверху): 3 метра
Объем (бетон): 2 200 000 кубических метров
Мощность турбины: 1,596 МВт (Manic-5) / 1,064 МВт (Manic-5-PA)
Это не единственная плотина, которая была построена в этом районе
Генераторная станция Жан-Лесаж
В 1950-х, 1960-х и 1970-х годах на реках Маникуаган и Аутардес в конечном итоге было построено несколько плотин. Некоторые из этих плотин называются Manic-1, Manic-2, Manic-3 и Manic-5, Outardes-2, Outardes-3 и Outardes-4.
Строительство Manic-4 было отменено на ранней стадии, потому что это помешало бы набору полной мощности на Manic-3.
Плотина была названа в честь человека, который начал проект
Мемориальная доска, открытая в 1969 году
Первоначальное название плотины было “Manic-5”, отсылка к реке, на которой она была построена. Однако в 1969 году плотина была переименована в “Плотину Дэниела-Джонсона”, что является отсылкой к человеку, который привел весь проект в движение в 1950-х годах.
Дэниел Джонсон-старший (1915-1968) был 20-м премьер-министром Квебека и занимал пост министра в правительстве Канады. Он скоропостижно скончался 26 сентября 1968 года, на следующий день после церемонии открытия плотины, на которой присутствовали многочисленные высокопоставленные политики.
Его внезапная смерть от сердечного приступа в тот конкретный момент привела к тому, что церемония посвящения на следующий день была отменена. Ровно через 1 год была проведена официальная церемония посвящения, была открыта мемориальная доска, и плотина была переименована в честь Джонсона.
Плотина была популярной туристической достопримечательностью с 1960-х годов
Экскурсия с гидом по плотине
Одним из самых примечательных фактов о плотине Дэниела-Джонсона является то, что с момента ее открытия она была популярной туристической достопримечательностью, независимо от ее расположения в относительно необитаемом районе.
Сотрудники Hydro-Québec 4 раза в день проводят экскурсии с гидом, в ходе которых посетители могут узнать все об этом удивительном сооружении, включая все подробности о его строительстве и эксплуатации.